«Саморегулируемая организация позволит держать планку качества архивных услуг»

На состоявшемся 15 марта расширенном заседании коллегии Федерального архивного агентства в докладе его руководителя и отчете об итогах работы агентства и подведомственных ему федеральных государственных учреждений в 2010 г. говорилось и о негосударственном архивном секторе, обеспечивающем временное хранение документов юридических лиц. Сегодня только в Москве на рынке негосударственных архивных услуг работают более ста архивных компаний и частных предпринимателей. Председатель Cовета директоров группы компании «ТЭлос архив» Сергей Сергеевич Калмыков рассказывает о перспективах развития этого направления.

–Действительно, частный архивный сектор сформировался. В прошлом году суммарный финансовый оборот четырех ведущих архивных компаний («Айрон Маунтен», «Делис Архив», «ОСГ Рекордз Менеджмент», «ТЭлос архив») почти сравнялся с бюджетом федеральной архивной системы и составил, по оценкам экспертов, в одной лишь Центральной России свыше 15 млрд руб. Это весьма показательный факт, свидетельствующий о формировании конкурентной среды, в которой участвуют тысячи человек. К примеру, только в группе компаний «ТЭлос архив» – старейшей частной российской архивной компании, существующей с апреля 1997 г., работают более 650 сотрудников. Они обрабатывают документы, составляют научно-справочный аппарат, выдают справки социально-правового характера, оказывают другие услуги, связанные с архивным делом, делопроизводством и др.

–Вы называете виды работ, характерные для государственных и муниципальных архивов. Означает ли это, что Ваша компания выполняет и главную архивную функцию – хранение документов?

– Действительно, мы располагаем архивохранилищами в семи федеральных округах России, их общий объем 120 тыс.куб. м. В прошлом это складские или производственные помещения, впоследствии модернизированные и сегодня соответствующие установленным нормам хранения документов. К примеру, хранилище в Москве, рассчитанное на 5 млн ед. хр. и функционирующее с 2000 г., оснащено современной стеллажной системой и системой газового пожаротушения. Здесь, как и во всех других хранилищах, внедрена система автоматизированного учета и поиска информации, что позволяет мгновенно найти любую единицу хранения. Кстати, мы храним не только бумажные, но и документы на электронных носителях (диски, пленки, дискеты и др.).

Каков круг организаций, пользующихся услугой хранения документов?

–В хранилищах «ТЭлос архива» находятся документы как частных, так и государственных структур, причем примерно поровну. Среди последних структуры Федерального казначейства, Федеральная антимонопольная служба и многие другие. Понятно, что речь идет в первую очередь об управленческих документах временного хранения, а также о документации по личному составу. Но в ряде случаев (когда заключен соответствующий договор долговременного хранения) принимаем и документы постоянного хранения. Однако таких не более одного процента.

Кроме того, мы выполняем целый спектр услуг по обеспечению сохранности документов: переплет, реставрация, дезинфекция и др. С 2001 г. оказываем услуги и в сфере информационных технологий: ретроконверсия документов и записей, создание электронных архивов, как, например, в Федеральном медико-биологическом агентстве и Управлении федеральной налоговой службы по г. Санкт-Петербургу, где в такой архив вошло свыше 400 тыс. регистрационных дел юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Что касается реставрационных работ, то они проводятся непосредственно в нашей лаборатории.

Не имея в виду именно Вашу компанию, вполне успешную и развивающуюся, хотелось бы знать, что станет с документами, находящимися в частном депозитарии, в случае его банкротства?

–В договоре об оказании услуг это предусмотрено. Если компания не выполняет какие-то обязательства, заказчик забирает или передает свои документы в другой депозитарий.

– Известно, что за выполнение социально-правовых запросов государственными и муниципальными архивами плата не взимается. А каков порядок у Вас?

– Ежедневно сотрудниками «ТЭЛОС АРХИВА» выполняетсядо 50 запросов. Плата с индивидуальных заявителей, как правило, не берется – услуга заложена в стоимость хранения документов. Поскольку комплекс документов, по которым ведется справочно-информационная работа, оцифрован, проблем со сроками выполнения запросов не бывает.

Столь широкий спектр деятельности, весьма отличающийся от услуг тех обработчиков архивов, к которым прочно приросло определение «халтурщики» (хотя и среди них встречались профессионалы – добросовестные архивисты и даже профессора вузов), требует достаточной квалификации. Не является ли это проблемой для «ТЭЛОС АРХИВА»?

–Профессионализм наших сотрудников высок: 65 % имеют высшее образование, из них 41 % – базовое, т.е. историки-архивисты. Средний возраст работников 40 лет. К сожалению, поступившую к нам молодежь приходится обучать, причем не только на практике, но и на различных курсах. Так, в регионах их традиционно направляют на курсы, семинары при областных или городских архивах. А специалисты нашей лаборатории обучались в Российской государственной библиотеке.

Мы работаем в точном соответствии с действующими архивными правилами, перечнями документов, другими нормативами и неустанно следим за их соблюдением.

Наша компания стремится, чтобы ее сотрудники ощущали себя причастными к архивной отрасли. Именно поэтому мы заложили традицию собираться в День архивов, называя и награждая лучших морально и материально. И я уверен, что сотрудники «ТЭлос архивА» воспринимают День архивов как свой профессиональный праздник.

– Понятно, что государственные и муниципальные архивы в отсутствие лицензирования архивных работ практически лишены возможности контролировать их качество. В этой ситуации остается одно – возложить контрольные и надзорные функции на самих участников рынка, как это делается в других сферах. Возможности для этого открывает Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Что сделано в этом направлении архивными бизнес-структурами?

Для архивов: чем хорошо использование стеллажей ? Наши ответы.

–Поддержанная Росархивом идея создания Некоммерческого партнерства «Национальное архивное объединение», учредителями которого стали четыре архивные компании: «Айрон Маунтен», «Делис Архив», «ОСГ Рекордз Менеджмент», «ТЭлос архив», появилась сразу же после выхода закона. Однако необходимость создания сертифицирующего органа стала четко осознаваться в середине 2000-х гг. Важная организационная встреча прошла год назад в Санкт-Петербурге в рамках Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве. Уже поданы на регистрацию учредительные документы Некоммерческого партнерства «Национальное архивное объединение».

Но ведь некоммерческое партнерство, согласно закону, должно объединять не менее 25 юридических или 100 физических лиц?

– Порядок таков. После того как некоммерческое партнерство будет зарегистрировано, предстоит разработать внутренние регламенты деятельности саморегулируемой организации, принять и утвердить их компетентным большинством. А далее будут приниматься члены организации.

– Каковы сфера деятельности создаваемой саморегулируемой организации и аспекты сотрудничества с государственными и муниципальными архивами?

– В первую очередь, предстоит разработать стандарты качества, которые должны послужить основой для сертификации специалистов, компаний и видов услуг. Это позволит держать планку качества архивных услуг. Есть надежда, что уже в следующем году ощутим первые результаты. Что касается сотрудничества с государственными и муниципальными архивами, то с созданием саморегулируемой организации оно должно стать более тесным, а наша работа будет интегрирована в сферу государственной архивной службы.

Если же говорить о реальном сотрудничестве нашей компании с федеральными и региональными архивами, то оно существует и постепенно развивается. Так, приводя в порядок документы ведомств – источников их комплектования, мы передаем этим архивам весь набор подготовленных документов и справочного аппарата в полном соответствии с существующими правилами. Более того, иногда мы способствуем расширению круга источников комплектования архивов. И конечно, это спонсорская помощь и поддержка, столь необходимые коллегам из государственного архивного сектора. Мы финансируем отдельные документальные издания, различные мероприятия. Проявляя социальную ответственность, мы и таким образом вносим свою скромную лепту в развитие архивного дела.

Все статьи

БЕСПЛАТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЛЯ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ
Персональный менеджер подготовит для Вас бесплатный проект.
Учитываются все требования заказчика, надзорных служб
 
8 800-301-02-81 (342) 233-15-45 В Москве звоните (499) 681-01-57
ЧТО ВЫ ХОТИТЕ ХРАНИТЬ?