Завод по производству
металлических стеллажей

Россия

8 800 551-09-56

Корзина
0

Металлические стеллажи в школьной библиотеке - как создать современное образовательное пространство

Узнайте, как правильная организация библиотечного пространства может повысить посещаемость на 40% и помочь формировать функциональную грамотность учащихся.

Современная школьная библиотека — это уже не просто место, где хранятся учебники. Это центр развития, коммуникации, самообразования, исследования. Здесь формируется читательская культура, функциональная грамотность и интерес к знаниям.

Но создать современное пространство, соответствующее ФГОС и отвечающее потребностям детей, невозможно на старом оборудовании.

Устаревшие деревянные стеллажи не безопасны, не функциональны, занимают много места и не позволяют гибко организовать пространство.

Решение — современные металлические библиотечные стеллажи «Фирмы «Сатурн», разработанные специально для образовательных учреждений.

Требования к оборудованию школьных библиотек по ФГОС и СанПиН

Современная библиотека — часть образовательной среды, и её оснащение жёстко регламентируется.

Нормативная база

Ключевые требования к оборудованию

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) —
определяет необходимость создания развивающей, безопасной и
ункциональной образовательной среды, в которой каждый ученик может получить доступ к информации.

  • гибкость и мобильность стеллажей и пространства;
  • необходимость безопасных, устойчивых, удобных по высоте стеллажей, особенно для младших школьников;
  • соответствие требованиям пожарной безопасности;
  • современный дизайн, приятные цвета, аккуратные фронтальные панели, возможность брендирования или оформления под стиль школы.

Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СанПиН 2.4.3648-20) —
регламентирует безопасность, эргономику и условия эксплуатации мебели в
образовательных учреждениях.

  • безопасность конструкции (отсутствие острых углов, выступов, торчащих крепёжных элементов);
  • возможность крепления к стене или полу для дополнительной защиты;
  • использование негорючих материалов;
  • эргономика (высота оборудования должна соответствовать росту учащихся, ширина проходов — не менее 1 метра)
  • лёгкость для уборки и дезинфекции;
  • устойчивость к влажной уборке;
  • должны быть не подвержены появлению плесени, грибка и вредителей;
  • экологически безопасны (не должны выделять токсичные вещества со стойким запахом, с вредным покрытием).

Свод правил «Общественные здания и сооружения» (СП 118.13330.2022) устанавливает нормы доступности для маломобильных групп населения.

  • достаточные проходы между стеллажами (не менее 1,2 м для МГН);
  • возможность подъезда инвалидной коляски к полкам;
  • стеллажи не должны создавали препятствий на основных путях эвакуации;
  • отсутствие выступающих деталей на уровне колен и колёс коляски;
  • доступность нижних полок;
  • возможность навигации с помощью маркировки.

Преимущества металлических стеллажей перед деревянными

Металл по многим параметрам превосходит дерево и полностью соответствует современным требованиям ФГОС, СанПиН и стандартам безопасности.

  1. Безопасность и надежность
    • Не подвержены деформации
    • Выдерживают высокие нагрузки
    • Срок службы 20+ лет
    • Негорючий материал — важное требование безопасности
  2. Практичность и гигиеничность
    • Легко моются и дезинфицируются
    • Не боятся влаги и перепадов температуры
    • Не привлекают насекомых
    • Подходят для регулярной перестановки и трансформации пространства
  3. Экономическая эффективность
    • Не требуют ежегодного ремонта
    • Сохраняют внешний вид весь срок эксплуатации
    • Дают оптимальное соотношение цена/качество/долговечность

Виды стеллажных систем «Фирмы «Сатурн» для школьных библиотек

Специально подобранные современные металлические стеллажи библиотечные для школ и других образовательных учреждений.

Тип стеллажей

Особенности

Применение

Нагрузка

Стационарные односторонние

  • устанавливаются вдоль стен;
  • задействуют ранее пустующие ниши;
  • изготавливаются под размеры помещения.

читальный зал

до 80 кг/полка

Стационарные двусторонние

  • вдвое больше вместимости за счет доступа к книгам с двух сторон;
  • зонирование помещения;
  • лицевые стенки можно сделать из ЛДСП или окрасить в цвет помещения.

читальный зал, книгохранилище

до 80 кг/полка

Стеллажи для периодики

  • наклонные полки;
  • передний бортик;
  • перфорация.

Читальный зал: журналы, газеты, буклеты

до 80 кг/полка

Стеллажи-витрины

вертикальная экспозиция книг, акцент на новых поступлениях

Читальный зал: выставки, рекомендательная литература

до 80 кг/полка

Мобильные стеллажи

  • передвижные системы на рельсах;
  • увеличивают вместимость в 2 раза или экономят площадь помещения вдвое;
  • привлекают внимание школьников;
  • легкое перемещение даже полностью загруженных стеллажей.

книгохранилище, читальный зал

до 80 кг/полка

Ячеистые стеллажи

  • ячейки могут быть стационарные (под конкретные размеры хранимого)
  • подвижные ячейки (съёмные разделители полок)
  • систематизация больших фондов книг по сериям, классам, авторам;
  • книги стоят вертикально, не падают и не деформируются.

книгохранилище, читальный зал,

подсобные помещения библиотекаря

Дополнительное оборудование для стеллажей «Фирмы «Сатурн»

Все стеллажные конструкции «Сатурна» можно дооборудовать функциональными элементами, которые повышают удобство хранения, эргономику работы и визуальную аккуратность библиотечного пространства.

Что можно добавить:

Каждый модуль легко интегрируется в существующую систему и помогает создать библиотеку, где порядок держится сам, а пространство работает на учебный процесс.

Организация пространства школьной библиотеки

Правильное зонирование делает библиотеку удобной, функциональной и современной.

Зонирование пространства с помощью стеллажей

  1. Зона абонемента с открытым доступом
    Это пространство, где учащиеся свободно выбирают и берут книги. Основная задача — обеспечить наглядность, удобство и безопасность:
    • стеллажи располагаются вдоль стен и в центральной части помещения;
    • используется оборудование стандартной или пониженной высоты (для младших классов);
    • обеспечивается свободный обзор и ориентация по категориям;
    • двусторонние модели помогают оптимально использовать центр зала.
  2. Читальный зал
    Стеллажи помогают отделить тихие рабочие места без монтажа дополнительных перегородок:
    • выделение зоны для индивидуальной работы;
    • уголки для групповых занятий и совместных проектов;
    • использование стеллажей как «визуальных разделителей» при сохранении воздушности пространства;
    • размещение справочного фонда и учебных пособий на открытых полках.
  3. Информационная зона
    Новая обязательная составляющая школьных библиотек в рамках ФГОС:
    • стеллажи формируют периметр вокруг компьютерных рабочих мест;
    • книгохранилище и информационные материалы располагаются рядом;
    • доступность журналов, картотек, методических пособий;
    • использование стеллажей для периодики — для удобной демонстрации актуальной информации.
  4. Зона отдыха и внеклассного чтения
    Тренд последних лет — создание мягких уголков, где дети могут читать в непринужденной атмосфере:
    • низкие стеллажи используются как безопасные перегородки;
    • открытую выкладку книг можно разместить на витринных стеллажах;
    • применяются яркие боковые панели, создающие уют и визуальную навигацию;
    • правильное освещение и доступность книги «на расстоянии руки» повышают вовлеченность детей в чтение.

Эргономические решения при оборудовании

  1. Высота стеллажей подбирается с учётом возрастной группы:
    • 120–140 см — для младших школьников (1–4 класс);
    • 160–180 см — для средних и старших классов;
    • возможность смешанной расстановки для создания более открытого пространства.
  2. Ширина проходов соответствует требованиям СанПиН и принципам доступной среды:
    • оптимум: 1–1,2 м между линиями стеллажей;
    • 1,5 м и более — в проходах, где возможное движение детей с ОВЗ;
    • отсутствие «слепых зон» и визуально загромождённых участков.
  3. Освещение
    Организация правильного светового сценария — обязательное условие:
    • верхнее освещение — равномерное, без резких теней;
    • для нижних полок можно предусмотреть дополнительную подсветку;
    • у витринных и выставочных стеллажей — акцентное освещение для привлечения внимания.
  4. Наглядность и навигация
    Стеллажи помогают формировать понятную навигацию:
    • цветовое кодирование боковых панелей;
    • тематические таблички и пиктограммы;
    • выделение новых поступлений с помощью стеллажей-витрин.
  5. Функциональная трансформация
    Металлические стеллажи позволяют адаптировать библиотеку под разные сценарии:
    • легко перемещать оборудование при изменении наполняемости фонда;
    • переставлять полки под разные форматы книг;
    • оперативно менять планировку, например, для проведения мероприятий, выставок, встреч с авторами.

Здесь вы можете ознакомиться с реализованными проектами в библиотеках «Фирмы «Сатурн».

Итог

Современная школьная библиотека — это центр притяжения, творчества и развития функциональной грамотности. Правильно подобранные металлические стеллажи становятся не просто оборудованием, а основой удобной, безопасной и вдохновляющей образовательной среды.

Решения «Фирмы «Сатурн» позволяют создать библиотеку, которая соответствует ФГОС и СанПиН, рационально использует пространство, выдерживает высокие нагрузки и легко адаптируется под любые задачи школы — от абонемента до читального зала.

Инвестируя в современные стеллажи, образовательное учреждение делает шаг к библиотеке будущего — гибкой, безопасной, технологичной и по-настоящему удобной для учеников и педагогов.

Заказать металлические стеллажи в Москве и Перми

Изготовим металлический стеллаж на заказ по индивидуальным размерам с доставкой с завода производителя по городам России и СНГ.

БОНУС:

«Проект бесплатно в течение 24 часов»